Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Платформа Объясняем.рф
#МояХартия
Важно: Об опасности употребления СНЮС!

Портал «Растимдетей.рф»
О недопустимости незаконных сборов!
Безопасные детские сайты:

Персональная страница Кришневской С.В.

 

 

СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Консультация для родителей

Выполнила воспитатель МБДОУ «Детский сад №116»

Кришневская С.В.

 

             На мой взгляд, рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. Я считаю, что экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаю единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Экологические представления формируются во время образовательной деятельности дошкольников. Важно донести до детей - как должен вести себя человек, находясь в природных сообществах.

 Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

Итак ,я предлагаю рассмотреть на конкретных примерах ,как можно прививать детям интерес, любовь и уважение к природе. Конечно же, эффективнее всего это делать с помощью:

1 Создания экологически развивающей среды;

2 Проведения экологических марафонов и праздников;

3 Дидактических игр;

4 Посадка цветника и уход за ним;     

В каждой группе нашего ДОУ оборудован природный уголок. Здесь дети, под руководством педагогов, осуществляют уход, наблюдение за развитием растений. Изучают их особенности, приспособленности к определённым условиям среды, т.е. активизируется познавательная деятельность ребёнка, воспитывается эмоциональное отношение к живым организмам, понимание их роли в нашей жизни. Элементами предметно-развивающей среды экологической комнаты являются макеты природных зон, экспонаты природных коллекций, энциклопедическая и художественная литература, дидактические игры и материалы, гербарии, творческие работы педагогов и детей, календари природы, дети ухаживают за растениями, выращивают лук, рассаду цветов.

Основной целью проведения экологических праздников в дошкольном учреждении является создание положительного эмоционального настроения, праздничной атмосферы, приобщение детей к праздничной культуре.

 

Велико их значение и в гармоничном развитии ребёнка. Экологические праздники в доступной для ребятишек форме помогают в решении серьезных воспитательных и образовательных задач: помогают усвоить знания о живой и не живой природе, а также способствуют развитию эмоциональной сферы дошкольников и накоплению экологического опыта у детей. У детей формируются бережное отношение к природе и способность к сочувствию и доброте. Ребёнок учится действовать в коллективе, у него развиваются коммуникативные способности, то есть умение контактировать и сотрудничать друг с другом, решать проблемные ситуации.

Экологические праздники в детском саду рекомендуется проводить, начиная с младшей группы. Длительность праздника составляет от 30 минут в младших группах, до 45 минут в подготовительной группе.

 

Дидактическая игра занимает важное место в экологическом воспитании детей. С ее помощью у дошкольников формируются системы основных экологических понятий и воспитывается осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы.

Вот несколько примеров дидактических игр, используемых в старшей группе нашего ДОУ:

«КТО ГДЕ ЖИВЕТ?»                                       «Времена года»

«КТО ЧЕМ ПИТАЕТСЯ?»                                 «С какого дерева листок»

«ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ?»                      «Зимующие птицы»

«Экологический светофор»                  « Круглый год»

«Узнай ягодку» 

«Во саду ли, в огороде!»

На территории нашего ДОУ есть цветники: при входе на территорию, на групповых участках, чтобы дети видели, как растут цветы, ухаживали за ними, собирали семена и т.д.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение) .

Выявив в сущности экологического воспитания две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение; можно прийти к выводу о необходимости рассмотреть в этой работе только формирование экологического сознания, так как для этого во время образовательной деятельности могут быть созданы все условия. А экологическое поведение формируется с годами.

Таким образом, определяя сущность экологического воспитания я выделила, во-первых: особенности этого процесса: 1) ступенчатый характер: а) формирование экологических представлений ; б) развитие экологического сознания и чувств; в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности; г) выработка навыков и привычек поведения в природе; д) преодоление в характере детей потребительского отношения к природе; 2) длительность; 3) сложность; 4) скачкообразность; 5) активность; во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя: 1) развитие экологического сознания; 2) формирование соответствующих (природ сообразных) потребностей, мотивов и установок личности; 3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек; 4) воспитание устойчивой воли; 5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего дошкольного возраста.

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

 Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается развитие, воспитание (в узком смысле слова) .

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого воспитания выступает организация взаимосвязанной нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности дошкольников, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач: образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности) , нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности.

 

 

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

 Каждая из форм организации образовательного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности детей, например, игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие интерес детей. Например:

Эксперименты и опыты. Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание в нашей работе отведено опытам и экспериментам. В процессе работы учим детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Например: Очень просто и легко объяснить пятилетнему ребенку, что нас окружает воздух и он невидим, но его можно обнаружить. Подуть на ладошки и почувствовать ветерок, взмахнуть рукой около листка, лежащего на столе и увидеть, что лист двигается. Подвести детей к выводу, что воздух невидим, но когда мы приводим его в движение, наблюдаем, что предметы двигаются. Перед нами стоит задача связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Экологические сказки. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом.

Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим дошкольникам нравятся волшебные сказки

 

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы воспитатель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности дошкольников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.) . Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

Стремясь вызвать у дошкольников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, воспитатель использует пример и поощрение. Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе развития, с учетом психологической подготовленности детей и с учетом природных условий, то воспитатель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА